ФЭНДОМ

Это статья о машине времени. Вы могли иметь в виду ТАРДИС Докторa или другие статьи с подобным названием.
Time And Relative Dimensions In Space
Doctor.Who.s07e14.The.Name.of.the.Doctor.WEB-DLRip.XviD.Rus.Eng.BaibaKo.tv-(000670)12-32-30-
Тип: Пространственно-временное судно
Место происхождения: Галлифрей
Индивидуальные представители: ТАРДИС Докторa
ТАРДИС Мастера
ТАРДИС Рани
ТАРДИС Монаха
Первое появление: Неземное дитя
Появления: Практически во всех историях

ТАРДИС (англ. TARDIS — Time And Relative Dimension(s) In Space) — сложное пространственно-временное событие, иная форма жизни и одновременно способ перемещения во времени и пространстве, изобретённая на Галлифрее. Нельзя назвать ТАРДИС именно машиной времени или конкретно космическим кораблём, - они намного сложнее этих узко-специфичных понятий.

Продукт технологии Повелителей Времени, ТАРДИС может доставить своих пассажиров в любую точку пространства и времени. Изнутри ТАРДИС трансмерны - иными словами намного больше, чем снаружи - бесконечны (ТВ: Путешествие к центру ТАРДИС). Их внешний вид может меняться благодаря Схеме Хамелеон, если она исправно работает.

Название Править

ТАРДИС это аббревиатура, которую придумала Сьюзан Форман — Time And Relative Dimensions In Space (Относительные измерения в пространстве и времени). Однако возможно, что это название дали машине сами Повелители Времени, о чём неоднократно упоминалось.

Повелители Времени использовали также название «ТТ-капсула» (Time Travel Capsule) (ТВ: Беспощадный убийца), хотя некоторые из них пользовались аббревиатурой Сьюзан. Сёстры Карна также называли машину времени «ТАРДИС».

Главные характеристики Править

Создание ТАРДИС Править

ТАРДИС растут, не делаются. Они используют артронную энергию из разных источников, однако в первую очередь из искусственной чёрной дыры - Ока Гармонии, созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. Око Гармонии питает одновременно все ТАРДИС, от простейших до наиболее современных. Связь с ним является необходимой для функционирования ТАРДИС (ПРОЗА: Кошачья колыбель: Колдовская метка), однако в крайних случаях ТТ-капсула может также подзаряжаться и от других источников, благодаря наличию аккумуляторных ячеек. Удобное место зарядки на Земле - долгое время существующий постоянно пространственно-временной разлом в Кардиффе (ТВ: Городской бум).

Первым прототипом ТАРДИС стала Чаша Времени - разработка галлифрейцев периода правления пифий. Она управлялась шестью пилотами, объединёнными ментально в единую сеть. Сфокусированная ментальная энергия задавала вектор движения корабля. (ПРОЗА: Кошачья колыбель: Колдовская метка). Чаша стала первой и единственной технологией перемещения во времени, использующей телепатическую связь непосредственно для передвижения, на смену ей достаточно быстро пришли прототипы ТАРДИС, использующие артронную энергию.

В ТАРДИС младших моделей обычно имеется консоль, с расположенным в её центре Временным Ротором в виде колонны. Движение Временного Ротора является индикатором функционирования двигателей (полётного режима), когда ТАРДИС материализована, Временной Ротор неподвижен. В старших моделях консоль для управления не требуется: используется исключительно голосовой и/или телепатический интерфейс. (ПРОЗА: Тени Авалона, Инопланетные тела). Однако консоль может являться декоративным элементом дизайна Консольной комнаты, если на то есть пожелание пилота. Кроме того, даже в младших моделях консоль как таковая может отсутствовать в критических ситуациях: в таком случае само помещение представляется находящимся в нём как бесконечная белая пустота, по центру которой проходит тонкий металлический стержень, уходя в бесконечность. (ПРОЗА: Кристальный буцефал).

Другие элементы, необходимые для качественной работы ТАРДИС и требующие восполнения своего количества время от времени, включают ртуть (используемую в жидком состоянии) и редкую руду Цейлон-7.

До того, как ТАРДИС начнет полностью функционировать, сначала нужно её соединить с биологией Повелителя Времени, что обычно достигается простым руководством ТАРДИС Повелителем Времени, по крайней мере, на первое время. Это обеспечивается симбиотическими ядрами, полученными Повелителями Времени благодаря изобретению Рассилона. Посредством их между Повелителем Времени и ТАРДИС формируется симбиотическая связь, что позволяет в том числе противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени. Без создания симбиотической связи ТАРДИС не может перемещаться во времени и пространстве, пребывая в статичном состоянии одновременно в каждый момент времени в каждой точке пространства. Без этой связи при попытке отправить ТТ-капсулу в путешествие результатом будет молекулярная дезинтеграция (исключение составляют формы жизни, внесённые в список спутников владельца ТАРДИС); это также служит защитой от несанкционированного доступа к путешествиям во времени на случай, если технология ТАРДИС будет скопирована.

Полёт Править

ТАРДИС обычно перемещается во времени и пространстве по принципу «исчезает здесь — появляется там», как однажды сказал Доктор (ТВ: Роза). Этот процесс называется материализацией и обеспечивается устройством под названием «контур материализации». ТАРДИС могла также летать и в режиме обычного космического корабля, но длительное использование её таким образом могло нанести ей вред (ТВ: Сбежавшая невеста).

При материализации ТАРДИС обычно маскируется, учитывая место и время, выбирает образ для внешней оболочки, который выглядит естественным и не бросается местным в глаза. Однако у ряда моделей известен функциональный дефект, приводящий к тому, что однажды выбранный внешний облик остаётся неизменным до починки Схемы Хамелеон.

ТАРДИС предназначена для шести пилотов (ТВ: Конец путешествия), но Доктор чаще летал в одиночку, что порой приводило к нестабильному поведению машины внутри Временной Воронки.

Во время де- и материализации ТАРДИС издает характерный жужжащий скрежет. Ривер Сонг однажды сказала Доктору, что этот звук на самом деле вызван неправильным управлением, и ТАРДИС способна материализоваться бесшумно (ТВ: Время ангелов). Однако такой же звук возникал при пилотировании ТАРДИС Мастера, Монаха и Рани, модели которых были старше, чем ТАРДИС Доктора - кроме того, сложно предположить, что все они допускали одну и ту же ошибку в управлении.

Компьютер миньянцев распознал звук, издаваемый ТАРДИС Доктора, как характерный для кораблей Повелителей Времени (ТВ: Подземный мир).

Кроме того, Доктору не раз удавалась и бесшумная материализация ТАРДИС. (ТВ: Вторжение далеков на Землю, ТВ: Невозможный астронавт, ТВ: Время Доктора)

Capture rani

ТАРДИС Рани

Материализация ТАРДИС иногда приводит к возникновению ощутимых порывов ветра в районе, где она оказывается. Пятый Доктор однажды объяснил это ионизацией и перемещением частиц в воздухе, для того чтобы освободить пространство для корабля.(АУДИО: Мальчик, которого забыло время).

Если ТАРДИС материализуется в пространстве, занятом другим объектом, этот объект может либо появиться внутри ТАРДИС (ТВ: Логополис Злой Волк, ТВ: Снеговики), либо оказаться расщеплённым энергией Временной Воронки (ТВ: Жена Доктора).

Кроме того, ТАРДИС может дематериализоваться, оставив при этом тех, кто находился внутри, снаружи. (ТВ: Не моргай).

Если ТАРДИС материализуется в том же месте и времени, где находится другая ТАРДИС (ТВ: Временной монстр) или столкнётся с другой ТАРДИС внутри Временной Воронки (ТВ: Крушение во времени), то в результате не только оба корабля будут разрушены вместе с теми, кто находился внутри, образовав чёрную дыру, но и в самой вселенной может образоваться прореха - размером с Бельгию, по словам Доктора. Результатом столкновения внутри Временной Воронки между ТАРДИС Доктора и Чашей Времени стала катастрофа, в результате которой измерения ТАРДИС вывернулись наизнанку. (ПРОЗА: Кошачья колыбель: Горнило Времени). Однако подобного можно избежать, материализовав одну ТАРДИС внутри другой - что также имеет свои последствия, в частности - формирование временной петли. (ТВ: Логополис)

Существует также самостолкновение ТАРДИС - концепция, преподаваемая студентам в Академии. Суть заключается в том, что ТАРДИС будет уничтожена в том случае, если столкнётся с самой собой, отстоящей на наносекунды во времени. Таким образом, две ТАРДИС окажутся в одной и той же точки в пространстве и времени, при условии совпадения темпоральных частот и материализации в одной и той же точке в каждом из одиннадцати измерений пространства и времени, и тогда каждая частица одной из них столкнётся с каждой частицей другой. Последствием подобного станет неизбежное уничтожение обеих ТТ-капсул: экзоплазматические оболочки разорвутся, условные магистрали остановятся, относительные измерения испарятся. Разумеется, если внутри в этот момент будут находиться живые существа, то они также погибнут.

Концепция считалась исключительно теоретической, однако Мастеру однажды удалось спровоцировать самостолковение ТАРДИС, воспользовавшись Оскверненным вирусом Рассилона. (ПРОЗА: Квантовый Архангел)

Типы ТАРДИС Править

ТАРДИС делятся на две основные категории: исследовательские и военные.

Исследовательские ТАРДИС Править

Большинство ТАРДИС использовались для наблюдения за ходом истории в различных местах. Такие машины были наиболее «популярны» у Повелителей Времени. Всего было создано более ста типов ТАРДИС с различными вариациями. К примеру, Доктор обладал ТАРДИС тип 40 марк III, а Монах ТАРДИС тип 40 марк IV, - улучшенной версией.

Самые первые ТАРДИС были плохо проработаны, и управление ими было очень опасным. В первых версиях ТАРДИС были разумны и имели всю информацию об истории Вселенной, но позже от этой идеи по неясным причинам отказались. (ПРОЗА: Сердце ТАРДИС)

Использование ТАРДИС тип 70 упоминается в (АУДИО: Сирены времени), уточнялось, что они способны остановить процесс материализации или дематериализации, а также прорвать временные искажения, в отличие от ТТ-капсул тип 40.

Выполняя задание Агентства Небесного Вмешательства (АНВ), Доктор некоторое время пилотировал ТАРДИС 97-го типа. Также известно, что у Мастера была ТАРДИС 94-го типа. (ПРОЗА: Квантовый Архангел)

Нумерация ТТ-капсул в основном производится в формате "Тип X, Марк Y", однако корректно это применять лишь в отношении моделей ниже 100-й, начиная с 100-й используется формат "Форма X, модель Y".

Исключением является только 89-й тип ТАРДИС - формат их именования: "Тип X, Индекс Y". Таких ТТ-капсул было выращено всего две, и они стали последними разведывательными моделями. Высший Совет Галлифрея наложил бессрочное вето на выращивание ТАРДИС этой конфигурации из-за инцидента на Зенобии. Тогда АНВ с трудом удалось предотвратить попытку Мастера при помощи ТАРДИС 89 типа, работающих в тандеме, и Звезды Рассилона преодолеть барьеры, защищающие от вмешательства относительное прошлое Галлифрея. После неудавшейся попытки Мастер забрал одну из ТАРДИС себе и скрылся. Высший Совет постановил уничтожить вторую ТТ-капсулу, которой управлял ещё один Повелитель Времени под гипнотическим контролем Мастера, но у того не хватило сил убить собственное создание, и эта ТАРДИС 89-го типа бесследно исчезла, стерев ему память в целях не навести АНВ на свой след. требуется источник Стоит отметить, несмотря на то, что запрет Совета своего действия не прекратил, многие технологические новшества, впервые реализованные в ТАРДИС 89-го типа, впоследствии были применены в проектах ТАРДИС 100-х форм, в том числе способность принимать гуманоидную форму.

Использование исследовательской ТАРДИС в военных целях по сути невозможно; более того, сама идея подобного показалась бы странной, приди она кому-то в голову. (ПРОЗА: Книга войны) Отсутствие боевого вооружения и соответствующих функций, впрочем, не помешало Военному Доктору участвовать в Войне Времени. (ПРОЗА: Механизмы войны, ТВ: День Доктора).

Боевые ТАРДИС Править

Их отличие от обычных ТАРДИС лишь в том, что они были «вооружены до зубов», вплоть до редко использующихся временных торпед, способных стереть из истории любую вещь. Нумерация боевых ТТ-капсул начинается с 90-го типа, однако довольно скоро Повелители Времени, оказавшись в условиях войны, начали разработку проектов 100-х форм.

Самой совершенной моделью, с которой когда-либо встречался Доктор, была ТАРДИС 103-й формы (ПРОЗА: Инопланетные тела). Она была полностью разумна, обладала именем; кроме того, она появилась на свет в результате биологического скрещивания.

Кроме того, некоторое время Доктор путешествовал вместе с Компешн, которая трансформировалась в ТАРДИС 102-й формы и стала участником проекта по разработке 103-й формы и более старших - тем не менее, по своим способностям она превосходила старшие модели, а также была способна путешествовать самостоятельно, не прибегая к помощи пилота с симбиотической связью.(ПРОЗА: Тени Авалона)

К периоду президентства Романы III ТАРДИС 160-й формы уже считались устаревшими - тем не менее, Романа предпочитала хранить все возможные версии ТАРДИС, предполагая, что в какой-то момент все они могут пригодиться. (АУДИО: Интервенция Земли)

Боевые ТАРДИС масштабно использовались в Последней Великой Войне Времени (АУДИО: Звездолёт Тесей, Одна жизнь)

Тардис

ТАРДИС Доктора

Составляющие части корабля и его функции Править

Внешний вид Править

Основная статья: Схема «Хамелеон»

ТАРДИС может преобразовывать свой внешний вид (экзоплазматическую оболочку) под ту эпоху, куда она попала. ТАРДИС Доктора же застряла в образе полицейской будки 1960-х, после того, как Первый Доктор приземлился в Англии 1960-х годов. Другие ТАРДИС могли без труда изменять свой вид, так, например, ТАРДИС Монаха становилась алтарём в Англии XIII века.

«Исходный» внешний вид ТАРДИС напоминал прямоугольную структуру из серого камня или имел цилиндрическую форму с боковыми раздвижными дверями. Боевые ТАРДИС порой не имели Схемы Хамелеон, оставаясь в одном и том же, достаточно внушительном и грандиозном облике. (ПРОЗА: Книга войны).

Важно заметить, что по сути, поскольку интерьер ТАРДИС представляет собой отдельную вселенную, при материализации где-либо лишь экстерьер её является реальным пространственно-временным событием. (ПРОЗА: Галлифрейские хроники).

Внутренний вид Править

Одна из ключевых особенностей ТАРДИС в том, что интерьер существовал в другом измерении. Основное применение этой концепции реализовывало принцип - внутри они были больше, чем снаружи. Со смертью ТАРДИС эта функция может нарушиться, из-за чего она может или стать огромной, или сильно уменьшиться в размерах. (ТВ: Имя Доктора)

Это объясняется тем, что ТАРДИС является «пространственно трансцендентной» — то есть, трансмерной, её внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях.

Четвёртый Доктор однажды пытался объяснить это своему компаньону Лиле, используя в качестве аналогии такой пример: больший куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время. Согласно Доктору, межпространственная инженерия была ключом к открытиям Повелителей Времени. Из-за этого непривычного аспекта ТАРДИС заходящий внутрь корабля впервые обыкновенно бывает шокирован и не верит своим глазам.

Защита Править

Во всех ТАРДИС, начиная с 38-го типа есть «Система перемещения от враждебных действий» (HADS), способная автоматически телепортировать корабль, если он атакован, и целостность его внешней оболочки находится под угрозой.

Во внутренних пространствах ТАРДИС действует «Статус Временного Перемирия» - она предотвращает любые попытки причинения вреда живым существам любым видом оружия. Это регулируемая настройка, если необходимо, её можно отключить. Четвёртый Доктор пояснял, что это значит "чувствовать вещи, не выходя из ТАРДИС", но судя по всему, в его ТАРДИС эта система постоянно ломается.

При попытке использовать ТАРДИС кем-то, кроме её владельца или его знакомых, она нападала на их разум, что приводило их к полной или частичной потере памяти. (ПРОЗА: Эхо будущего прошлого)
YP09qd1Ao8w

ТАРДИС в осадном режиме (ТВ: Плоскость)

В случае, если ТАРДИС испытывала критическое энергоистощение, настолько сильное, что отказывали хроноплазматические щиты, ТТ-капсула могла перейти в осадный режим. В осадном режиме экзоплазматическая оболочка ТАРДИС принимала иную - минимально возможную компактную форму. Кроме того, осадный режим можно активировать и вручную, воспользовавшись соответствующим рычагом под консолью - в такой ситуации невозможно становилось как войти в ТАРДИС, так и выйти из неё. Активация и деактивация этого режима требовала значительного количества энергии. (ТВ: Плоскость)

Прочие системы Править

Основная статья: Элементы ТАРДИС

Каждая ТАРДИС обладает дополнительным набором необходимых и нет помещений, функций и элементов. Часть из них являются обязательными: к примеру, блок-трансферная копия Ока Гармонии или Схема Архитектурной Реконфигурации, часть может быть достроена или уничтожена согласно пожеланиям пилота. Любое из помещений и любой из элементов ТАРДИС выглядят согласно пожеланиям пилота. (ПРОЗА: Квантовый Архангел) Любой из необходимых элементов в любой момент можно достроить при помощи Схемы Архитектурной Реконфигурации.

Любая ТАРДИС предоставляет своим пассажирам способность понимать и разговаривать на любых языках. Это ранее было описано как «дар Повелителя Времени», но на самом деле это является следствием работы телепатического интерфейса ТАРДИС. Однако ТАРДИС неспособна переводить игру слов, а также зачастую ошибается с разговорными выражениями. К примеру, фразу «Кока-кола добавляет жизни» ТАРДИС перевела как «Высококлассные наркотики возвращают предков из могил». (ПРОЗА: Пограничные миры)

Для взаимодействия пилота с ТАРДИС может использоваться консоль, голосовой интерфейс или телепатические цепи.

Индивидуальные ТАРДИС Править

  • ТАРДИС Рани.
  • ТАРДИС Мастера - более усовершенствованная модель 45 типа. Его маскировка полностью функционировала, так что он появлялся в различном виде, включая напольные часы, камин и ионическую колонну. Известно, что у Мастера ТАРДИС была не одна: тип 45, тип 89, тип 94. (ПРОЗА: Квантовый Архангел).
  • ТАРДИС Монаха - 40 типа, как и у Доктора, но более продвинутая - Марк IV. Не все детали Марк IV подходили к ТАРДИС Доктора - Марк III. (ТВ: Вмешивающийся во время)
  • ТАРДИС, на которой улетели Клара Освальд и Эсхильда - принимала вид американской закусочной. Тип неизвестен.
  • ТАРДИС Айрис Уайлдтайм - она принимала вид двухэтажного автобуса номер 22, также известная как Небесный Омнибус. Тип неизвестен.
  • Глинда - тип неизвестен (таймлайн будущего Галлифрея после Войны Времени). Принимала гуманоидный облик. (АУДИО: Омега)
  • ТАРДИС тип 70 использовал Координатор Ванселл, чтобы прибыть в Капитолий на переговоры с Рассилоном. (АУДИО: Сирены времени)
  • Компешн - единственная ТАРДИС 102-го типа. Принимала гуманоидный облик. (ПРОЗА: Тени Авалона)
  • Антипатия - ТАРДИС 103-го типа индекс А. Принимал гуманоидный облик. (ПРОЗА: Из города спасенных...)
  • Мари - ТАРДИС 103-го типа индекс Б. Принимала гуманоидный облик. (ПРОЗА: Инопланетные тела).